С чего всё началось?
В пятницу, 13 декабря, глава ВЭБ Игорь Шувалов сообщил о конвертации долга ЦСКА по кредиту в передачу 75% акций клуба под контроль банка. Шувалов отметил, что данная конвертация – временная мера, которая позволит клубу продолжить своё развитие, не озираясь на задолженность по кредиту в размере 240 млн долларов.
«Будучи просто кредитором, мы ограничивали их деятельность, поскольку были вынуждены концентрировать финансовые ресурсы для оплаты долга. Сегодня ситуация таким образом меняется», – прокомментировал сделку Шувалов.
Президент ЦСКА Евгений Гинер поспешил успокоить болельщиков: «Хочу сказать большое спасибо наблюдательному совету и руководству ВЭБ за принятое решение. Все будет хорошо, и у наших болельщиков не должно быть никаких поводов для беспокойства».
Что такое ВЭБ?
ВЭБ.РФ (ранее – «Внешэкономбанк») – российская государственная корпорация развития. По сути, государственный инвестиционный банк, финансирующий проекты развития экономики и на 100% принадлежащий Российской Федерации.
Главная задача ВЭБ – создание условий для экономического роста и стимулирование инвестиций в проекты развития экономики России. Среди реализованных проектов ВЭБа создание самой крупной в современной России ГЭС – Богучанской, ведущего на мировом рынке комплекса по производству полипропилена в Тобольске, олимпийских объектов в Сочи, крупнейшего в Европе нефтеналивного терминала в Усть-Луге, нефтехимического комплекса «Аммоний» в Татарстане, трассы «Западный скоростной диаметр», самолётов Sukhoi Superjet 100, поддержка инвестиционной программы АвтоВАЗа до 2020 года, а также финансирование российского экспорта.
Как и почему ВЭБ и ЦСКА начали своё сотрудничество?
Исходя из целей и задач ВЭБ, банк вообще не должен иметь никакого отношения к финансированию футбольных или любых других спортивных клубов. Но, как это часто бывает в России, в чётко сформулированную государственную политику вмешиваются личные отношения субъектов власти.
ЦСКА срочно было необходимо найти партнёров для финансирования строительства собственного стадиона. Частные инвесторы, естественно, никогда не выделят под такой проект 240 млн долларов собственных средств, ведь с точки зрения инвестиций – это очень долго, муторно и, мягко говоря, не особо прибыльно не в долгосрочной перспективе.
Соответственно, деньги нужно было просить у государства: по-другому при нынешней государственной политике не получилось бы даже у Гинера и ЦСКА, которые долгое время дистанцировались от любой связи с бюджетными средствами. В итоге Евгений Леннорович обратился к ВЭБ, который в 2012 году согласился предоставить ЦСКА кредитную линию с лимитом в 280 млн долларов и процентной ставкой в 6,5% годовых под залог 100% акций и всего имущества, принадлежащего клубу.
Вероятнее всего, это сотрудничество не состоялось бы без участия известного болельщика ЦСКА Сергея Иванова, который с 2010 по 2016 годы был руководителем администрации президента РФ. Такой вывод можно сделать как минимум потому, что именно Иванов одним из первых сообщил о достигнутой договорённости между ЦСКА и ВЭБ. «Достигнута договорённость с ВЭБ об инвестировании в строительство стадиона ЦСКА. Признаться, все мы заждались старта строительства».
Тогдашний руководитель ВЭБ Сергей Горьков в 2017 году объяснил сотрудничество с ЦСКА тем, что помимо стадиона банк будет одновременно инвестировать и в социальные объекты Москвы: «Это не только проект спортивной инфраструктуры, но и проект инфраструктуры города. В комплекс входит и гостиница, и большой коммерческий офисный центр, и стадион, и спортивная школа, то есть это проект и социальной инфраструктуры».
Сколько ЦСКА должен ВЭБ?
Согласно отчётности компании Bluecastle Enterprises Limited, которой принадлежат 76,44% акций ЦСКА, долги клуба перед всеми банками на конец 2017 года составляли 241 млн долларов. Точную сумму задолженности конкретно перед ВЭБ посчитать невозможно. Как и погасить её до 2023 года. Поэтому передача 75% акций ВЭБ – единственный выход из сложившейся ситуации.
Что теперь будет с ЦСКА и Гинером?
Для Евгения Ленноровича и болельщиков «армейцев» есть три сценария: оптимистичный, базовый и пессимистичный.
Оптимистичный сценарий: ВЭБ, Шувалов и команда менеджеров Гинера действительно создадут суперклуб, который будет на полном серьёзе конкурировать с газпромовским «Зенитом» в РПЛ и ставить реальную задачу по выходу в плей-офф Лиги чемпионов. «Армейцы» перестанут скупать ноунеймов из «Тамбова» и приглашать на просмотр вингеров из любительских лиг Дании – вместо этого ЦСКА будет ежегодно получать на трансферы от государства порядка 30-40 млн евро.
Базовый сценарий: всё останется как прежде, но с небольшими улучшениями. Получив отсрочку от ВЭБ на несколько лет, в клубе перестанут думать о том, как сэкономить каждую копейку, и начнут заниматься спортивными результатами команды. Периодически банк будет выделять ЦСКА адекватную сумму для усиления состава, чтобы клуб боролся за попадание в Лигу чемпионов. Затем акции перейдут обратно под контроль Гинера (если тот захочет сохранить ЦСКА под своим контролем), а срок погашения кредита увеличится еще лет на десять.
Пессимистичный сценарий: в течение нескольких лет ВЭБ действительно найдёт нового акционера для ЦСКА, но сделает это совсем не по-джентльменски. Начнётся планомерная работа по обесцениванию 75% акций клуба, который превратится в середняка российского футбола. ЦСКА избавится от своих ключевых активов – Чалова, Влашича, Фернандеса, Сигурдссона, а вместо них придут те же ноунеймы из «Тамбова». В результате клуб по-дешёвке либо перейдёт под контроль одной из госкорпораций («Ростех», «Роснефть», «Новатэк» – какой угодно), либо одного из российских олигархов.
Но пока думать об этом рано: по сути, не случилось ничего сверхъестественного. Об аффилированности ЦСКА и ВЭБ было известно уже давно – стоит взглянуть как минимум на название домашнего стадиона «армейцев». Гинер – не враг себе, чтобы просто так идти на поводу у государственного банка, не защищая свои собственные и клубные интересы. Болельщикам ЦСКА стоит поверить Евгению Ленноровичу – всё действительно должно быть хорошо. Он их ещё никогда не подводил.