Защитник бельгийского «Андерлехта» и сборной Украины в интервью Metaratings рассказал о первом вызове в сборную, адаптации в Бельгии и изучении английского языка.
— Богдан, ты помнишь свой первый вызов в сборную Украины?
— Да, конечно. Это останется со мной на всю жизнь. Это было в Харькове, куда я приехал на сбор команды. А дебютная игра за национальную команду была у меня в рамках Лиги наций со Швейцарией во Львове. Хорошо запомнил тот поединок. Мы победили со счетом 2:1. Это моя первая победа в футболке «желто-синих».
— У многих вызов в сборную сопровождается с какими-то забавными моментами. У тебя как это было?
— Перед вызовом в сборную у меня в жизни произошло много важных событий. Я перешел в «Андерлехт». Там я знакомился с командой, с чемпионатом, с соперниками. И тут мне позвонили насчет вызова в сборную. Первым мне позвонил агент Вадим Шаблий, сообщив о вызове. Потом администратор.
Был, конечно, в шоке. Больше всего переживал за то, какую песню спеть на посвящении. Этого больше всего боялся. А так ребят знал уже и был счастлив, что вызвали в национальную сборную.
— Твои вызовы в сборную сопровождаются в основном матчами против топ-сборных.
— Да, пока что в основном такие игры, хотя, я считаю, что за сборную все матчи топ-уровня. Нет разницы, кто соперник - Франция, Финляндия или Турция. Не важно, кто оппонент. Надо выходить на поле и сражаться за свою страну.
— Сколько у тебя уже матчей за национальную команду?
— Четыре. С Испанией и Швейцарией, также выходил на поле с Францией и Германией.
— Сравни матчи против Франции. Тот спарринг 1:7 и игру отбора (1:1).
— В первую очередь, другая тактика была на игру. Мы чуть отошли и дали им пространство. Самое главное было в первые 20-25 минут не пропустить гол. У нашей сборной это получилось. Французы начали нервничать, чуть-чуть у них что-то не получалось. Они думали, что пару мячей забьют и решат исход поединка. Но я знал, что у Украины будут свои шансы. Так и получилось. Во втором тайме французам было тяжело.
— Ты два матча смотрел со скамейки запасных: с Францией и Финляндией. Оба матча завершились вничью 1:1. Показалось, что в игре с Финляндией мы были, как Франция, а финны примерили нашу роль. Можно так сказать?
— Да, конечно. С французами мы играли вторым номером на контратаках. А с Финляндией нам пришлось играть первым номером. Так интереснее играть, но тяжелее вскрывать зоны. Финны играли в пять защитников. У нас было много передач, хороший контроль мяча, но тяжело было вскрыть эту оборону.
— В Бельгии вы играете в три защитника?
— Мы играем в четыре.
— А кто в Бельгии играет в три защитника?
— Меняется. Много команд в Бельгии играют в пять защитников.
— Компани же знает системы в три и пять защитников. Он использует разные схемы?
— Мы играем в четыре, но бывает так, что вингер опускается и крайний защитник становится третьим, когда мы начинаем атаки. При атаке три защитника бывает, а при обороне четыре.
— Ты работаешь с хорошим тренером Компани. Зинченко о нем классные слова сказал. Чем он уникален?
— В первую очередь, целый день он живет футболом. У него много мыслей, он молодой тренер, который много интересного рассказывает. Компани постоянно что-то хочет тебе рассказать и подсказать. Он очень добрый. Компани всегда с тобой поговорит, что-то расскажет. В этом мне очень нравится с ним работать.
— Я хочу сравнить Шевченко и Компани. Вот Шевченко требует и просит всех, чтобы друг с другом в сборной говорили. Чтобы было как можно больше контактов. Это не присуще украинским тренерам.
— Я играл за «Зарю», которую тренирует Виктор Скрипник. Он тоже много разговаривает и индивидуально в том числе. На поле все роли были распределены. Каждый знает, где он играет. Сейчас тенденция футбола такая.
— Если сравнивать тренировки в сборной Украины и в «Андерлехте». Малиновский рассказывал, что ему нужно два дня для адаптации. Ты легко переключаешься?
— Есть такое, что надо время, чтобы переключиться. Если целый год в клубе мы работаем и там одна система. В сборной ты должен за час переключиться на другую тактику и сразу начать выжимать из себя максимум.
— В чем сложность этой системы в пять защитников, когда есть три центральных и два крайних латераля?
— Если брать игру с Финляндией, то ты остаешься один на один со своим защитником. И тут, кто лучше, тот и выиграет.
Если брать пропущенный гол от Финляндии. То там можно увидеть, что Соболь не сильно низко опустился, так как он был со своим по флангу. Это были последние минуты матча. Мы вели в счете 1:0 и была чуть спешка. Нас прижали и все волновались. Может даже это повлияло.
— В том году у тебя сильно поменялась жизнь. Ты переехал в Бельгию, тебя начали приглашать в сборную. Ты немного вылетел в космос?
— Какой космос? Я полгода играл за «Андерлехт». А сейчас в клубе у меня тяжелые времена, так как не много играю в основе. Я работаю над этим. Какой может быть космос? Я туда приехал и увидел, как надо работать, что надо улучшать. То же самое касается и сборной. Играя с такими командами, как Франция и Германия, ты понимаешь, что работы еще очень много.
— Но ты классно начал в Бельгии. Сразу же забил очень красивый гол издали после прохода.
— Да, стартовал хорошо, но в каждой игре нужно показывать свой класс.
— В Бельгии в раздевалке вы говорите на английском?
— Да, все знают английский. Компани говорит на английском, но, если кто-то не понимает с франкоязычных, то им он объясняет на французском.
— Надо включать голову. В сборной тоже говорят на русском, украинском, английском. Иногда и итальянский звучит.
— Итальянский пока не понимаю. Но сейчас идет борьба с английским. Я, как и многие, в детстве английский особо не учил. Да, проходили его, но не придавал особо значения. Думал, что перееду заграницу и там буду учить. Но это большая ошибка. Молодым футболистам хочу посоветовать: учите сразу английский. Там тяжелые тренировки. Домой приезжаешь уставший, а тебе еще надо учить английский. А без английского там очень тяжело.
— А кто твоего года еще в сборной?
— Тымчик, Шепелев, Довбик.
— А ты с Довбиком пересекался?
— Он был на просмотре в «Динамо» и много матчей против него сыграли.
— Вы с Тымчиком вместе вышли на матч с Швейцарией.
— Да, нас вызвали вместе. Мы с ним вместе начинали в «Динамо». Потом нас вместе пригласили в «Сталь». Затем мы вместе перешли в «Зарю». И вот в сборную Украины мы снова вместе пришли.
— Как твои родители тебя поддерживает? Папа у тебя любитель футбола?
— Да. Папа – это мой главный тренер и главный эксперт.
— Отец тебе дает теорию?
— Да. Обязательно.
— И что папа говорит?
— Отец советует, что играть нужно без ошибок и надежно, а также в атаке еще что-то придумывать. После каждой игры получаю критику в свой адрес от папы. Даже если хорошая игра, о каких-то моментах он говорит. После каждой игры у нас идет разбор.
— В сборной в разные годы было много фланговых защитников. У тебя есть какой-то идеал, тот, на кого ты ровняешься? Кто из левых защитников тебе импонирует?
— Вячеслав Шевчук.
— Сейчас год очень футбольный. Сборная сыграет минимум 15 матчей. На Евро, если дальше пройдем, то будет еще больше поединков. Это похоже на круг в чемпионате. Футболистам это в радость?
— На Евро еще должны вызвать для начала. Нужно проделать много работы и играть в «Андерлехте». А вообще это в радость, тем более для нас молодых, которые только приехали. Мы только адаптируемся к требованиям. Конечно, нам это в радость. Сейчас это только наши первые игры. Мы психологически закаляемся и структуру игры начинаем понимать.
— Если мы начнем играть в три защитника, это прогресс?
— Я думаю, тренерский штаб все решит. Под каждого соперника будет подбираться тактика. Если это нужно, это не проблема. Думаю, сейчас все футболисты должны знать, как играть при любой схеме.
— Ты считаешь, что в отборе на мундиаль у нас группа сильнее, чем квартет на Евро?
— Против каждого соперника тяжело играть. На каждого оппонента надо настраиваться и полностью отдаваться игре, добывая три очка. Нет разницы против кого играть! Против Австрии или Финляндии!
— Насколько жесткий карантин в Бельгии?
— В Бельгии все закрыто было, когда я приехал в страну. Как-то было так, что на неделю открыли заведения и на стадионы пустили людей, но через неделю все закрыли опять. Я уже привык. После тренировки домой еду, английский учу. Выхожу прогуляться.
— Штрафы есть?
— Говорили о штрафах, но я еще не попадался. Если в маске ходишь, нет никаких проблем.
— А с кем ты живешь?
— С женой.