Сборная Украины завершила групповой этап Евро-2020 на третьем месте в своей группе. И, хотя у наших остаются реальные шансы выйти в плей-офф, по каждому матчу есть претензии к тренерскому штабу, особенно после бездарной игры с Австрией. Metaratings определился с вопросами, которые хотелось бы задать Андрею Шевченко.
Сразу расставляем акценты. Мы прекрасно понимаем, что есть вещи, за которые главный тренер сборной Украины отвечать не может. Например, Шевченко физически не способен поднять уровень многих клубов УПЛ. Он не виноват в травмах, которые футболисты сборной получают в клубах же. Но вопросов к Андрею Николаевичу хватает.
Что произошло с физическим состоянием команды?
«Я видел команду, которой просто не хватало сил. Мы пытались усилить игру, но это было практически невозможно сделать. Мы играли на том уровне, который нам позволяла физическая форма», — сказал Андрей Шевченко после провального матча с Австрией, из-за которого наша сборная может отправиться домой уже после группового этапа.
Ну а кто, как не тренер и его помощники отвечают за физическую подготовку перед стартом турнира? И чья еще это вина, что сборная Украины почти остановилась во втором тайме игры с Северной Македонией и едва не упустила победу, а с Австрией, хоть по статистике и намотала неплохой километраж, но с первой же минуты не выглядела свежей и не выдерживала интенсивность соперника.
Напомним, что именно по инициативе Андрея Шевченко окончание сезона в УПЛ сдвинули с 16-го на 9 мая. Украинцы вроде как должны были получить преимущество, ведь собирались вместе гораздо раньше конкурентов.
Однако уже тогда к тренерскому штабу возникло много вопросов. Было очевидно, что возникнет дисбаланс в подготовке футболистов. Ведь даже игроки «Динамо», базового клуба сборной прямо сейчас, прибыли в расположение «национала» почти на неделю позже остальных. Легионеры (кроме Зубкова и Макаренко) приехали на две недели позже. Александр Зинченко и вовсе последний официальный матч за «Манчестер Сити» провел 29 мая.
Тренерский штаб был уверен, что знает, как привести всю команду к общему знаменателю в плане физической формы. Как шутят болельщики, Шевченко и его помощникам это удалось — и легионеры, и игроки из УПЛ все вместе «умерли» по физике уже в матче с Австрией.
Почему не применялась ротация на позициях, где была альтернатива?
Шевченко, как мы отметили выше, пожаловался на усталость. Тем не менее, девять игроков выходили в основе в каждом матче группового этапа. Пятеро из них (Бущан, Забарный, Матвиенко, Караваев и Зинченко) провели все поединки полностью. Миколенко не доиграл пять минут, Ярмоленко и Яремчук — по 20 минут, Малиновский — 45 минут, возможно, из-за травмы.
Понятно, что у сборной Украины не такой уж внушительный выбор футболистов, особенно в свете травм. Есть у нашего «национала» явные лидеры и, по сути, незаменимые игроки. Однако не зря же отмечалось, что у украинцев возникают большие проблемы, когда надо играть в плотном графике (черед два дня на третий или через три на четвертый).
Почему не дали шанса Тымчику? Если он не тянул, то зачем его брали на турнир? Почему ни разу не доверились опытнейшему Кривцову, тем более наш центр защиты не был надежным ни в одном матче? И, конечно же, непонятно полнейшее игнорирование Соболя на фоне постоянной и заслуженной критики в адрес Миколенко.
На разрушение в нашей сборной работают сплошь и рядом игроки «Динамо». При всем прогрессе киевлян при Мирче Луческу, для них интенсивность уровня выше, чем УПЛ, становится большой проблемой. Во всей «красе» мы это увидели против Австрии, основу которой составляют футболисты из немецкой Бундеслиги. Всем понятно, где какая лига находится?
Куда подевался педагогический талант Шевченко?
Сборная Украины — одна из самых молодых команд на турнире. Это правда. И на соревнованиях уровня чемпионата Европы опыт — важнейший фактор.
Всё это объективные факторы. Однако для главного тренера сборной умение настроить команду на матч — едва ли не важнейшее умение. У нас же после матча с Австрией игроки признаются, что у них появилась нервозность из-за нескольких ошибок на самом старте поединка. В игре с Северной Македонией команду было не узнать после перерыва, при минимальном преимуществе в счете у команды буквально дрожали коленки. Что говорил Шевченко игрокам перед матчем с Австрией? А в перерыве встречи с Северной Македонией?
Можем вспомнить и обидные ничьи с Финляндией и Казахстаном в отборе к ЧМ-2022. Оба раза наша сборная упускала перевес в счете. Те неудачи стали ушатом холодной воды после почетной ничьей с французами. С финнами-то в концовке наша сборная откровенно задрожала, дело не только в чудовищной ошибке Миколенко. С казахами тоже появилось много нервов, когда соперник на ровном месте отыгрался.
При этом, напомним, что по ходу успешного отбора к Евро-2020 до сих пор молодые Матвиенко, Миколенко и Зинченко были на два года младше.
Почему доверие лидерам было настолько слепым?
Выше уже мы отмечали, что у сборной Украины есть незаменимые, по сути, игроки.
Однако у Александра Зинченко и Руслана Малиновского реально выдались очень длинные и тяжелые, пусть и успешные клубные сезоны. Подготовить их физически (возможно, и морально) к турниру не удалось. Малиновский хотя бы голевую передачу сделал и постоянно пытался обострить игру, пусть иногда и ненужными дальними ударами. У Зинченко был минимум ключевых передач, при этом именно полузащитник «Манчестер Сити» сказал, что команде нужно пересмотреть свое отношение к делу.
Мы понимаем, что травму получил Зубков. Что Марлос явно не в лучшем состоянии, было повреждение у Цыганкова. Но почему тогда не получали шансов Макаренко, Безус и Судаков? Никто не говорит, что они стали бы Мессиями. Но неужели их брали просто для количества?
Видимо, Шевченко считает лидером и Миколенко. Иначе тяжело объяснить, почему он получил столько игрового времени – при таком количестве ошибок и наличии вполне адекватной замены.
Где атакующий футбол?
Андрей Шевченко одной из своих миссий видел привитие сборной Украины атакующего стиля игры на основе контроля мяча. Никто не спорит, что достижений у него на этой почве немало. Но куда всё подевалось?
Сборная Украины наносила всего-то 9,7 удара по воротам за матч — худший показатель в своей группе и один из худших на групповом этапе. Причем статистику поправил матч с Северной Македонией — тогда наши ударили 17 раз. Да, при этом «желто-синие» часто попадали в створ (4,7 раза, седьмой показатель на турнире), благодаря чему и смогли забить четыре гола. Но ведь и правда: игрой нашей сборной в атаке мы могли быть довольны только в первом тайме встречи второго тура, если говорить о сколь-нибудь значительных отрезках времени.